Отмена поставок, возврат товаров и нехватка новых заказов привели к тому, что китайские экспортеры оказались в кризисе, так как коронавирус поразил своих торговых партнеров по всему миру, что ускорило долгосрочное продвижение к внутреннему потреблению.
Вторая по величине экономика мира оживляется после того, как число случаев заболевания вирусами снизилось с пикового значения в феврале, когда активность практически прекратилась. Но сейчас восстановлению препятствует блокировка и ограничения за границей, поскольку коронавирус продолжает свое смертоносное шествие по планете, а экспортеры после многих лет продаж за границей вынуждены искать внутренние рынки.
Китайский онлайн-рынок Taobao сообщил, что количество иностранных торговых компаний, открывающих магазины на своей ориентированной на внутренний рынок платформе, выросло на 160 процентов с февраля по май. И политики, которые в течение многих лет стремились отучить страну от дешевого экспорта и государственных расходов в пользу внутреннего потребления, приветствуют эти изменения.
«Когда нет света на западе, есть свет и на востоке», — сказал репортерам на брифинге на этой неделе министр торговли Чжун Шань. Он сказал, что внутренние продажи от экспортных предприятий выросли на 17 процентов в апреле, и правительство поддерживает торговые предприятия, которые специализируются на иностранных продажах, чтобы получить доступ к внутреннему рынку вместо этого.
Иностранные продажи составляли почти половину оборота производителя игрушек Шаньтоу Бейлиси, но после того, как вирус поразил, они упали до всего лишь пяти процентов. Генеральный директор Chen Zhuoyue заявил, что в настоящее время заказы от его крупнейших экспортных рынков, США и Европы, «в основном ничтожно малы».
«Многие страны там ввели блокировку, а глобальный поток логистики — это еще одна проблема… это повлияло на объем наших заказов», — сказал он. «Также растет число безработных за рубежом, и их покупательная способность упала». Столкнувшись с несколькими новыми заказами и отменой существующих, Чен сказал, что компания пытается больше отечественных продаж, изменяя упаковку продукции и работая с такими платформами, как JD.com, чтобы продавать в Интернете.
Тем не менее, движение в сторону китайского рынка может не принести немедленных результатов, так как слабый внутренний спрос был ключевым фактором самого низкого экономического роста в стране за последние 30 лет в 2019 году. Толчок вперед исходит от высших эшелонов Китая, а министр промышленности и информационных технологий Мяо Вэй заявил в среду, что Китай стремится «быстро активировать внутренний спрос», чтобы восполнить внешний дефицит.
Ян Шохуи (Yang Shaohui) из JD.com сказал: «До эпидемии некоторые экспортеры уже пытались расширить свою долю внутреннего рынка в рамках своей бизнес-стратегии диверсификации, чтобы лучше защитить себя от рисков». Ким Нг, управляющий директор производителя кухонных гаджетов Ко Фунг (Ko Fung), чьи заводы находятся в Китае, заявил, что он производит на 30 — 50 процентов меньше, чем до-вирусный уровень, при этом с середины марта по апрель новых заказов практически не поступало.
Он ожидает, что заказы из США — крупного экспортного рынка — упадут еще больше, и готовится принять участие в выставке в Китае, чтобы увеличить продажи внутри страны. То, что до этого составляло всего пять процентов от его продаж, может, как он надеется, увеличить продажи наполовину.
Нг говорит, что он уже рассматривал возможность расширения внутренних продаж в Китае, когда США ввели тарифы на китайские товары в начале их все еще идущей торговой войны, которая началась два года назад. «Пандемия ускорила наши планы», — сказал он. «Это проблема, которую мы должны решить в конечном итоге… США сейчас говорят, что могут ввести больше тарифов».
Однако не все экспортеры в Китае могут с готовностью освоить внутренний рынок. Джейсон Ли, генеральный директор Shanghai EverSkill M&E, производителя металлических деталей, находится в растерянности, так как он просто не видит эквивалентного спроса на свою продукцию дома. «Европа начала снимать (блокировать) ограничения в последнее время, и мы узнаем, хорошо это или плохо, только через несколько недель,» сказал он.
На данный момент Лам Чхонг Люн, креативный директор производителя бытовой техники Green & Associates, располагает полным складским помещением, с которым можно бороться. По его словам, поставки в США, на долю которых приходится почти половина его продукции, замедлились. В результате, он сократил производство, отменил сверхурочные и имеет всего две трети из примерно 300 своих сотрудников на работе. «Если поставки задерживаются в течение года, как наша фабрика будет продолжать работать?» спросил он.